В начале марта Apple
покажет миру третью версию своего планшетного компьютера iPad.
Обновление вряд ли можно назвать революционным: дизайн устройства
практически не изменится, чуть возрастет быстродействие, возможно
незначительно улучшатся характеристики встроенных камер. Самые заметные
изменения связаны с экраном – теперь разрешение его будет вдвое больше,
как по ширине, так и по высоте, что дает в итоге вчетверо больше
пикселей.
Однако и этих минимальных, скучных, изменений будет достаточно для
того, чтобы в течение 2012 года сохранять позиции лидера на рынке
планшетных компьютеров с огромным отрывом от конкурентов. Прогнозы о
том, что Android быстро догонит iOS и на рынке планшетов, все никак не
сбываются. При этом смартфонам на операционной системе Google удается конкурировать с айфонами, а по общим объемам продаж смартфонов в прошлом году Apple, по данным некоторых исследований, даже уступила пальму первенства Samsung.
Рынок планшетных компьютеров работает существенно иначе, чем рынок
телефонов. Во-первых, с лидером сложно конкурировать по цене: цена iPad
достаточно невысока и предложить более дешевое и одновременно
аналогичное по характеристикам устройство – задача непростая. Во-вторых,
здесь нет искусственного разделения, которое во многих странах
присутствует на рынке сотовой связи за счет того, что операторы
субсидируют телефоны и предлагают своим покупателям лишь определенные
модели аппаратов. С планшетами же никаких ограничений на конкуренцию
нет, приходится соревноваться только за счет качества.
С этим возникла некоторая заминка. Google c партнерами удалось
создать качественный продукт с впечатляющими характеристиками, однако
ориентирован он совсем не на ту группу пользователей. Устройства на
Android оказались близки профессиональной аудитории разработчиков,
некоторым продвинутым пользователям – благодаря, в первую очередь,
существенно большей гибкости, чем у планшетом на iOS. Однако, это
достаточно узкий потребительский сегмент.
Для большинства гораздо важнее гибкости оказалась интегрированность
устройства в качественную инфраструктуру, дающей доступ к большому
объему контента прямо «из коробки». И тут Google совершенно нечем крыть –
экосистема Android далека от совершенства и широкой аудитории мало
интересна.
В этом смысле показательны примеры BlackBerry Playbook и HP
Touchpad. Эти в целом неплохие устройства потерпели фиаско лишь потому,
что никакой инфраструктуры к ним не прилагалось. Пользователи толком не
понимали, что с ними делать, и в результате – нулевые продажи. В то
время, как, например, ничем по характеристикам от Playbook не
отличающийся Kindle Fire продается отлично. Отчасти, конечно, из-за
более скромной цены, но в первую очередь потому, что пользователь
воспринимает его, как пропуск к контенту Amazon.
При этом не стоит воспринимать планшеты как чисто развлекательные
устройства, – они все активнее выходят в бизнес. Хорошее доказательство
тому – Microsoft выпускает версию
своей CRM-системы специально для iPad. Однако, независимо от того, в
каком контексте предполагается использовать гаджет, производитель должен
четко показать пользователю, что он сможет с ним делать. Нет никаких
сомнений: если бы канадская RIM, традиционно сильная в корпоративном
сегменте, видела, как ее планшет можно будет использовать в
бизнес-контексте, устройство стало бы успешным. Однако, когда и сам
производитель с трудом себе представляет логику использования продукта и
надеется, что ее вместо него отыщут пользователи, жди беды.
Так что пока iPad ничего не угрожает. Возможно, планшеты от
Microsoft на новой Windows 8 что-то изменят, – по крайней мере, если
новая ОС будет столь же внятной, как WP7, а Microsoft позаботится о том,
чотбы рассказать пользователям, как конкретно следует использовать свой
продукт. Пока же, ситуация парадоксальная: Apple продолжит
конкурировать сама с собой. Так, по мнению аналитиков IHS iSuppli,
наибольшую конкуренцию в 4 квартале 2011 году айпэду составили не
планшеты конкурентов, а собственный смартфон Apple iPhone 4S, выпущенный
в октябре.
|